v_gildenberg:Хм, ну я тоже бы не стал все сводить к одному лишь КПД. Кстати нашел цифры по смену паровой тяги в СССР и загнивающем Западе:
1968 год, в СССР паровозная тяга уже не играет роли. Смотрим, что у них
Франция - из 7813 локомотивов - 3601 паровоз.
ФРГ - из 11482 локомотивов - 6596 паровозов.
Италия - из 4682 локомотивов - 2133 паровоза.
Так что МПС драло европейцев в хвост и в гриву. Кстати, говоря именно в период замены паровой тяги - и была резко ускоренная электрификация дорог. Темпы до года 1971-1972 просто поражает. Потом когда замена тяги закончилась, то как ни странно и темпы электрификации резко уменьшились. Видимо, стали работать над повышением эффективности тепловозной тяги.
То, что в 1960-е годы темпы электрификации были самыми высокими за всю советскую историю, верно. Это происходило в рамках принятой накануне ХХ с'езда КПСС правительственной программы электрофикации железнодорожного транспорта. Правда, предусмотренных ею показателей достигнуть так и не удалось, но и то, что было сделано, впечатляет.
А вот со следующими Вашими рассуждениями согласиться сложно. Во-первых, отстранение паровозов от работы в СССР носило характер откровенных гонений. Именно тогда эта замечательная машина в нашей стране была об'явлю "тормозом прогресса", "отжившим видом" техники и от железнодорожного начальства стали требовать как можно скорее от нее избавиться. Когда я приводил туристов в Музей железных дорог России, то часто приводил такое сравнение. Если в какой-то порт приходит парусник, то он служит его украшением. Все приходят на него полюбоваться, ему отводится почетное место у причала, и т.д. Ибо все понимают, что это - тот самый тип корабля, с которым связана наиболее романтичная эпоха в истории мореплавания, что именно они в свое время связали между собой различные континенты, и т.д. А вот паровозов, которые являются символом Промышленного переворота и эпохи создания железных дорог и их наибольшего расцвета, именно что стали стыдиться, убирать "с глаз долой" и резать на металл даже там, где они ещё могли послужить верой и правдой. Не говоря уже о том, чтобы создавать для них музее, сохранить для истории.
Ну, и во-вторых, по поводу того, что в 70-е годы приоритет в развитии новых видов тяги сместился на тепловозы. Это тоже не так. Мы с Кошакуром недавно говорили в одной из тем, что как раз совершенствование тепловозов в нашей стране в этот период, по сути, зашло в тупик, что их новые типы создавались слишком медленно и что вместо того, что было намечено, перешли, по сути, к строительству паллиативов. Так что причины снижения темпов электрификации в 1970-е гг имело совершенно иные причины, о которых можно говорить отдельно.