Если РЖД заявляет об убыточности пассажирских перевозок в принципе (да, кстати, до этого мы как-то об УЗ говорили, по-моему), то это означает, что затраты на перевозку одного пассажира больше, чем стоимость его перевозочных документов. Если вдруг имеет место именно такая ситуация, то Слон прав - чем больше пассажиров перевезли, тем больше денег потеряли. Если при этом еще "воздух" позволяем возить, то теряем вдвойне больше.
Выходов из такой ситуации всего 3: 1) отменять пассажирские перевозки; 2) поднимать тарифы; 3) снижать затраты. Выход 1) решает проблему кардинально и навсегда, но имеет существенный недостаток - он не позволяет рассчитывать на получение прибыли ни в каком будущем. Выход 2) РЖД с той или иной категоричностью преподносит общественности как единственный. Он удобен тем, что не требует никаких управленческих изменений. Выход 3) требует напряженной работы менеджмента, и это всего одна - далеко не самая важная - причина, по которой такого выхода стараются не предлагать.
На самом деле главная причина "убыточности" всех перевозок - это как раз неконтролируемость и полная непрозрачность затрат. Очень удобно списывать на "социальные нужды" курсирование "воздуховозов", на "заботу о безопасности" - элементарные чуть ли не 50-60% "откаты" при производстве ремонтных / строительных работ.
Проще всего действовать так (и так довольно долгое время удавалось действовать, пока спрос не стал неэластичным): продаем пассажиру билет за 100 рублей (при себестоимости его перевозки в 80 рублей) и тут же придумываем, что бы ему на "оставшиеся" 22 рубля построить, отремонтировать, может быть, вагоны новые попроектировать, да мало ли как на благо пассажира эти 22 рубля истратить! Заметьте, не 18 рублей, даже не 20, а именно 22. Ура, придумали. Построили что-то на 15 рублей, заплатили подрядчику 22, получили с него откатик 5 рублей (это еще скромно, можно и за 12 как-нибудь исхитриться построить, а откатик 8 рублей попросить, в конце концов таджиков сейчас много, работы мало, экономия на зарплате может быть значительная). Торжественно открыли, ленточку перерезали, перед общественностью отчитались - супербезопасный, ярко социально-ориентированный объект ж/д транспорта введен в строй. Приходит конец отчетного периода. И здесь сразу становится ясно: убыточны пассажирские перевозки. Смотрите: собрали 100 рублей, а истратить пришлось 102. То есть истратить непосредственно на перевозку надо было 80, но как же без важного объекта за 22 рубля можно обойтись? Безопасность ведь превыше всего! Мы, конечно, за счет грузоотправителей в этом году выкрутились, но давайте на будущий год сделаем проезд не 100 рублей, а 120. Тогда мы сможем еще больше заняться модернизацией и т.д. и т.п. Цены у всех остальных выросли за год процентов на 15. Вот тогда мы, наконец, из убытков и вылезем, даже прибыль какую-нибудь получим, обещаем! Потому что из этих 120 так желаемых нами рублей перевозка будет стоить 92, строительство и модернизация - 26 рублей, вот 2 рубля уже останется у нас на развитие... Когда цена 120 рублей разрешена, "вспоминаем" о чем-то очень важном за 5 рублей, без чего никак нельзя... Ну если уж совсем некуда эти 5 рублей истратить, то можно о развитии спорта подумать, об оказании помощи жертвам землетрясения где-нибудь в Африке, благое дело всегда найдется, главное только, чтобы расходы опять оказались немного больше доходов. И дальше все опять повторяется. И по всем балансам видны убытки от перевозок, и никто особенно не будет копаться в том, что где-то кто-то капельку "откатил", это же сторонний подрядчик, выигравший конкурс на выполнение работ, никто не подумает даже, что убыточность пассажирских перевозок как-то связана с трансфером какого-то чилийского футболиста... Никому и в голову не придет искать связь между размером этих убытков и этажностью возводимого в ближайшем Подмосковье дома для отдыха от трудов праведных кого-то из тех, кто целиком и полностью все свое рабочее время тратит на организацию пассажирских перевозок и борьбу с их убыточностью...