#844475
v_gildenberg
15 дек 2025, 19:03
Вы правы — в одном составе РЖД действительно возит всё: от люкса до плацкарта, а на некоторых направлениях — даже пассажирские и грузовые вагоны в одном поезде (например, в регионах Дальнего Востока или Севера). Сам организовываю такие маршруты
Но разные тарифы — не техническая, а регуляторная проблема.
Вот почему:
1. Тарифы на пассажирские перевозки — не рыночные.
— Особенно на социально значимых маршрутах (пригород, «Ласточки», общие и плацкартные вагоны), они утверждаются государством (Минтранс + ФАС).
— Это значит: нельзя просто «объявить» в одном поезде «базовый тариф для студентов» и «премиум для туристов» — такая дифференциация требует отдельного разрешения, обоснования, и часто — отдельного поезда в расписании.
2. Учёт и отчётность — по каждому типу тарифа.
— Если в одном поезде едут льготники, коммерческие пассажиры и «ПДС-пассажиры» — нужно раздельно вести учёт, чтобы:
• правильно компенсировать субсидии от региона,
• не смешивать НДС-режимы (льготный vs облагаемый),
• отчитаться перед РЖД и контролирующими органами.
Это не «бюрократия ради бюрократии» — это условие получения субсидий и избежание штрафов.
3. Гибкость есть — но в рамках. Например, в «Ласточках» уже есть разные тарифы: «Эконом», «Стандарт», «Бизнес» — но это отдельные поезда, зарегистрированные как коммерческие. А на пригородных направлениях, где порой 80% пассажиров — льготники, ввести «премиум-зону» не получится. Ее просто некому оплачивать, и это нарушит принцип социальной доступности.
Так что дело не в том, что «ЖД не может», а в том, что любая тарифная гибкость требует изменения правового статуса маршрута, согласований и финансовой модели. А это — месяцы работы, а не решение диспетчера.
В идеале — да, здорово было бы, как в самолёте: один состав, разные цены. Но пока государство регулирует тарифы как социальную услугу, а не как коммерческий продукт — такая гибкость ограничена.
Но разные тарифы — не техническая, а регуляторная проблема.
Вот почему:
1. Тарифы на пассажирские перевозки — не рыночные.
— Особенно на социально значимых маршрутах (пригород, «Ласточки», общие и плацкартные вагоны), они утверждаются государством (Минтранс + ФАС).
— Это значит: нельзя просто «объявить» в одном поезде «базовый тариф для студентов» и «премиум для туристов» — такая дифференциация требует отдельного разрешения, обоснования, и часто — отдельного поезда в расписании.
2. Учёт и отчётность — по каждому типу тарифа.
— Если в одном поезде едут льготники, коммерческие пассажиры и «ПДС-пассажиры» — нужно раздельно вести учёт, чтобы:
• правильно компенсировать субсидии от региона,
• не смешивать НДС-режимы (льготный vs облагаемый),
• отчитаться перед РЖД и контролирующими органами.
Это не «бюрократия ради бюрократии» — это условие получения субсидий и избежание штрафов.
3. Гибкость есть — но в рамках. Например, в «Ласточках» уже есть разные тарифы: «Эконом», «Стандарт», «Бизнес» — но это отдельные поезда, зарегистрированные как коммерческие. А на пригородных направлениях, где порой 80% пассажиров — льготники, ввести «премиум-зону» не получится. Ее просто некому оплачивать, и это нарушит принцип социальной доступности.
Так что дело не в том, что «ЖД не может», а в том, что любая тарифная гибкость требует изменения правового статуса маршрута, согласований и финансовой модели. А это — месяцы работы, а не решение диспетчера.
В идеале — да, здорово было бы, как в самолёте: один состав, разные цены. Но пока государство регулирует тарифы как социальную услугу, а не как коммерческий продукт — такая гибкость ограничена.

Так что - цените, что есть, а то будете катаццо на бусиках за 10 штук! 
А ведь и правда - могут купить.
